Джет Ли про съемки фильма Поцелуй дракона

Джет Ли в фильме Поцелуй дракона

В то время когда фильм Ромео должен умереть (2000) появился на экранах, мой ассистент показал как проверять сообщения на сайте, где поклонники оставляли различные отзывы и пожелания. Меня больше всего интересовала критика – то, что им не нравилось в фильме. И я обнаружил, что есть категория молодых, хардкорных фанатов, которым не нравится сцены драк. Интересно, что мой ассистент Бивер был с ними согласен. В итоге они убедили меня сделать фильм, в котором меньше тросов (без летающих китайцев ^_^) и больше реальных «земных» драк.

На самом деле я думал об этом и ранее, еще с момента выхода Матрицы. Тросы и компьютерная графика позволяют любому актеру делать подобные вещи. Достаточно немного потренироваться.

Я уже сталкивался с этим ранее в Гонконге. После успеха Легенда о Фехтовальщике (1992), рынок был наполнен сотнями имитациями. Внезапно, все вдруг начали летать. Бриджит Лин, Мэгги Чеун и т.д. Без каких либо знаний в боевых искусствах ты можешь стать героем боевика. Когда я это все увидел, мне захотелось сделать более реалистичный фильм. Реальная схватка без полетов. Так появился Кулак легенды (1994). Я вложил в него свою душу. Я не только продюсировал его, но и так же и занимался сценарием и постановкой боев, философией. Я возлагал большие надежды на фильм. Я правда очень старался.

Но в итоге, Кулак Легенды не получил большие сборы. Я сделал все что мог, но азиаты не оценили это. После этого я закрыл свою компанию и решил сфокусироваться только на съемках. Я хотел дождаться времени, когда у меня появиться идея, над которой я реально хотел бы работать.

Я знал, что подобная волна имитации (с «летающими китайцами») будет и в Голливуде годами позже. И действительно – Ангелы Чарли, Дети Шпионов, Страшное Кино и т.д. Все стало прямо как в Гонконге, начала 90х. И снова я захотел сделать фильм, чтобы показать реальное кун-фу. Хоть мне и понравился «Ромео должен умереть», но я не был зациклен на этой истории.

И прошлым июнем, мой менеджер Стив Часмен сообщил, что французский режиссер Люк Бессон приехал в город и хотел со мной встретиться. Это было заманчивым предложением, потому я встретился с ним и мы поговорили пару часов. Мне было любопытно, как снимаются фильмы в Европе, а ему в свою очередь интересовали Гонконгские фильмы. Для нас это был ценный опыт. Мы сравнили слабые и сильные стороны наших систем кинематографии. Во многом нашли взаимопонимание, вероятно потому, что мы оба чужие для американской системы.

Короче говоря, кинематограф – это как большая семья. У каждого есть мать, отец, бабушка, дедушка, тети, дяди и т.д. В Голливуде, когда у тебя появляется идея, нужно получить одобрение от каждого члена семьи перед съемкой. Это может занять полгода и даже год. Не редко бывает, что и по 2-3 года требуется, прежде чем начать снимать фильм. Мы оба думали, что это слишком долго. Я желал, чтобы фильм был как можно ближе к оригинальной идеи. Чтобы можно было представить его аудитории и сказать «Сюда! Вот что я думаю. Может быть вам тоже это понравится.» Лучший способ это сделать – делать это быстро и с энтузиазмом.

Я поделился с Люком идеей о фильме, где мужчина делает обещание женщине и как он старается его сохранить. Главный герой просто парень. Он борется до конца и побеждает. В фильме рассказывалось бы о том, как он реагирует с кризисными ситуациями, как он справляется со страхами. Мы не хотели делать фильм о супер герое, который спасает мир. Мне не нравится боевики с героями, которые совершенны. Герою нужно расти как личности, как каждый из нас узнавать что-то новое каждый день. Так более реалистично.

В итоге мы решили сделать фильм вместе. За 3 недели мы полностью разобрались. Через 5-6 недель мы начали снимать. 4 месяцами позже мы начали вкладывать в производство. Весь процесс занял около 6 месяцев от начала до конца.

Я был рад такому опыту, и не только потому, что это был мой первый фильм, снятый в Европе, но и из-за того, что благодаря Европейскому, Американскому и Азиатскому таланту фильм получился действительно международным. Французский продюсер, Американский сценарист и Гонконгская команда ушу… И нет родителей! Люк и я были как два брата и снимали как и что хотели! Это было отличное сотрудничество.

Например когда мы получили первые наброски сюжета, там нужно было уточнить множество деталей. Мы с ассистентом составили 37 вопросов, типичных вопросов, которые могли бы возникнуть при просмотре. Если мне не нравился какой-либо часть сценария, мы переписывали. Как только мы прибыли в Париж, то я встретился с Люком и сценаристом Робертом Каменом для обсуждения этих 37 вопросов.

К моей радости, Люк и Роберт с удовольствием обсудили это. Конечно, потому что мы были как семья, то обсуждения были иногда становились довольно громкими. Мы не всегда были вежливы. Ругались и спорили друг с другом подобно братьям. Но когда же мы наконец пришли к компромиссу, мы тут же начали снимать и нам не нужно было кого-то спрашивать об этом.

Во время съемок я обнаружил, что французская команда очень похода на гонконгскую команду, с которой я работал. Но есть и некоторые различия. Гонконгцы очень хорошо выполняют приказы. Выполняют их быстро и эффективно. Но у французов больше креативности. Если скажешь сделать им 123, они могут ответить, а как насчет 123456? Они предложат тебе выбор. Они очень хорошо думают.

И, конечно же, они выпивали вино за каждым принятием пищи. Похоже они и вправду радовались жизнью. Я дразнил их, что они так много пьют, что не смогут дальше работать.

Что касается ушу, которое было в фильме. У меня были 2 цели. Как и в Кулаке Легенды, сцены драки должны быть реалистичными + парижская экзотика. Я напряг свою команду – Кори Юен и актеров из Гонконга, чтобы они стали креативными. Я очень благодарен всей своей команды ушу, особенно когда их многого от них требовал. Мы пригласили актеров боевых искусство всей Европы: каратистов, тхэквондистов и многих других. Всего из 80 было выбрано около 30-40. Было здорово с ними работать, особенно потому, что моей целью в Поцелуе дракона была создать что-то реальное.

Надо пояснить, что в фильмах некоторые трюки сталкиваются с ограничениями. Фильм обычно снимается 24 кадра в секунду, но можно и замедлить до 22,20 и даже 18 кадров в секунду специально для актеров, которые слишком быстро двигаются. Однако с этим замедлением удары не выглядят мощными.

Для Поцелуя дракона мы решили снимать 24 кадра в секунду, чтобы передать всю силу и скорость ударов. С такой скоростью, то что вы видите не трюки камеры, а реальные навыки актера. Естественно мне нужен был такой каскадер, кто мог бы справится с такой задачей. Конечно же, когда в схватки происходят на полную скорость множество страховок становятся менее эффективными. Ведь нельзя удалить слабо на полной скорости. Потому заранее предупредил каскадеров, что моя цель сделать реальное действие и потому возможно некоторые удары будут реальными. Я думаю, большинство из них видели мои фильмы, ранее работая со мной, но я был не особо добр с ними, когда дрались.

Короче мы их помяли как Гонконгских каскадеров. Да, они носили защитные щитки. Но некоторые вопли и крики боли, что вы слышали действительно реальны. Они были очень храбры. Я бы их рекомендовал. Лица отекли и раздулись, но каскадеры не жаловались. Я привык к таким людям в Гонконге, но найти людей с таким духом в Европе было весьма неожиданно.

Я был доволен результатом, особенно концовкой фильма.

Мы оставили 6 дней для съемки финальной битвы. И на под конец 3го дня, возвращаясь в отель, Бивер вдруг сказал мне почему не удалось снять. Мы начали спорить, и спор длился несколько часов. Затем уже ночью я лежал в кровати и обдумывал сцену и его возражения. Я не был согласен со всеми, но проведя ночь в обдумывании сцены боя мне удалось разрешить все проблемы. Следующим утром, когда я прибыл на съемочную площадку, люди снимали как было по плану. Как я сказал: «Хватит снимать, забейте на это. У нас теперь есть кое-что получше» Я думаю, что финальная сцена является результатом всех наших усилий, которые мы потратили для интересного фильма.

Я также был рад что у меня есть такой ассистент как Бивер. Очень часто, когда человек становиться успешным, окружающие его люди перестают говорить свои истинные мысли и говорят только то, что хотят слышать. Я работал с людьми, которые соглашались со всем, чтобы я не говорил. Мне очень повезло с ассистентом, которого я также считаю другом, который всегда открыто выразит свою точку зрению на то, как фанаты отреагируют на определенные сцены. Бивер говорит за тех людей. Не поймите меня не правильно, мы естественно иногда ссорились, но я действительно ценю его креативность. Мы может быть не согласны на 100%, но всеже сходимся изменении 30-40% сцены и результат стоит того. Я уверен, что Поцелуй дракона (2001) – такой фильм, что реально пытается внести что-то новое.

Вообщем я бы сказал, что съемки во Франции прошли довольно гладко. Даже небо помогало нам! Шел дождь в те дни как по прогнозу и были солнечные дни, когда было нужно. За 4 месяца съемок из-за погоды съемки были перенесены всего на 1 день. Нам очень повезло. Поверьте мне, когда ты продюсер, то очень важно уделять внимание таким вещам.

Единственное, после выхода Поцелуя дракона, я понял.. «я вообще не видел Париж!» я был слишком занят. Ранее я выкладывался на все 100%. А здесь же, даже на 120 или 130%! Создавая этот фильм я не особо думал о деньгах или о том как другие люди воспримут его. Я очень рад фильму, чувствую что выполнил свой долг. Если вы посмотрите этот фильм, то узнаете, кто такой Джет Ли. Я хотел бы поблагодарить всю команду и актеров. Особенно Бивера, который всегда был против меня!