Какие отношения между учителем и учеником в боевых искусствах?

2 ноября 1999

Я уважаю тебя Джет и желаю удачи везде на твоем пути!

У меня есть вопрос: какие отношения между учителем и учеником следуя традициям и твоей точки взгляда?

Джет Ли отвечает:

На мой взгляд учитель должен быть в первую очередь другом. Думаю в этом плане Китаю есть чему поучиться у Запада. Учителя и ученики должны знать друг друга очень хорошо. Мой учитель знал меня хорошо, потому что он понимал какой у меня характер.

Кому-то нужно строгое расписание и говорить четко, что они должен делать до того, как что-то учить. В обще, некоторые ученики никогда не будут что-либо учить по своей воле. Любой учитель, у которого есть хотя бы 10 учеников, знает большинство из них и вероятно будет принуждать их к тренировкам, но других 2-3х он не будет заставлять заниматься. С этими учениками достаточно сделать несколько намеков и они начнут пользоваться мозгами или тренировать самих себя. Это нужно делать с каждым учеником с разной интенсивностью для передачи им новой информации и повышения их энтузиазма к изучению. Таким образом, чтобы учитель как следует, преподавал, ему нужно знать как лучше всего усваивает ученик. Также важно учеником думать об этом и они смогу узнать как лучше себя тренировать.

Быть учеником, не только в ушу, но и в любой сфере – нужно понимать, что мастер открывает двери, но это ученик кто должен идти. Учитель может подтолкнуть тебя, но нужно полагаться на собственный интеллект и усердие. Именно по этому в каждом классе есть хорошие ученики и не очень. Все студенты получают одну и туже информацию, чтобы построить базу. Но им нужно затратить усилия, чтобы развить собственную силу понимания. Так они могут понять, как понимать и в дальнейшем понять.

Хорошие ученики учат все, что дает учитель, а потом идут дальше. Допустим, учитель учит считать тебя до 3. И ты научился считать до 3х. Затем учитель предлагает научиться считать до 6 – ты овладел этим. Если знания учителя ограничиваются счетом до 10, то ты не узнаешь у него больше. Ты остановишься? Что если ты хочешь достигнуть 100? Можешь положиться на собственные силы и достигнуть этого, это возможно. С трудом и пониманием, каждое новое поколение студентов значительно превосходят своих учителей.

Меня также спрашивали, какие обязанности у учителей и учеников по отношению друг к другу, и чему учитель может научиться у ученика. Что же, с точки зрения техники или навыков, то учитель ничего не может научиться у учеников. По определению навыки учителя выше, потому он и передает их другим.

Какого же рода тогда уроки он может получить от своих учеников? Только как быть хорошим человеком. Если учитель беспечно бросает мусор на землю, а его студенты поднимают и бросают в мусорку, то такое малое действие может стать уроком для учителя. Это моральный урок.

Никто не достиг предела, когда ничего не оставалось для изучения.

«Санжен тон ксин биёу у ши» - это Китайская пословица, которую можно перевести как: «Если трое путешествуют, то один найдет учителя». Это означает: не имеет значения куда я пойду и с какими людьми столкнусь, но я обнаружу то, что один из моих приятелей имеет нечто ценное, чему он может обучить меня. «Учение» не как дисциплина, а как бесценный тонкий урок.

Учитель не будет твоим учителем всю твою жизнь. В лучшем случае он будет твоим инструктором несколько лет. Затем ты продолжишь учить самостоятельно. Вероятно через несколько лет, ты опередишь своего учителя. Если учитель думает, что он может быть твоим учителем всю жизнь, то этот учитель – не учитель! Он ученик. Ему нужно учиться с самого начала!